Библейский словарь Э.Нюстрема
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Библейский словарь >> Алтарь

Алтарь (евр. мизбеах) обыкновенно означает жертвенник (по латыни altare означает возвышение), чем выше от земли, тем ближе к Богу; поэтому и искали возвышенных мест, чтобы приблизиться к божеству. На алтаре приносили в жертву то, что могло умилостивить богов: животных, растения и даже собственных детей. Патриархи строили жертвенники Господу частью для принесения жертв, частью в воспоминание о каком-либо событии и частью для общественных богослужений. Первый алтарь, о котором упоминает Библия, построил Ной после потопа В Исх. 20:24 и далее Иегова приказывает построить жертвенник: «Сделай Мне жертвенник из земли и принеси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где я положу память имени Моего, Я приду к тебе, и благословлю тебя». Если жертвенник строился из камней, то эти камни не должны были отесываться, и лестницу к нему приставлять запрещалось. Срав. Втор. 27:5-7. В скинии и храме находились 2 жертвенника: жертвенник для всесожжении и жертвенник курения.
Жертвенник всесожжения представлял из себя ящик из дерева ситтим, обитый медью, 71/2 ф. (2,5 м) в длину и ширину и 41/2 ф. (1,5 м) в высоту. На 4 его углах находились возвышения-»роги»; чтобы переносить его, на четырех углах были прикреплены медные кольца, в которые вдевались шесты. Он ставился на внешнем дворе перед скинией, к востоку. Все принадлежности для жертвоприношения были сделаны из меди и состояли из угольницы, в которую выгребали пепел, который падал через решетку, лопаток и чаши, в которой сохраняли кровь для кропления жертвенника. На жертвеннике горел постоянными огонь (Лев 6:12,13), чудесно зажженный (Лев. 9:24), который заботливо поддерживался.
Здесь ежедневно утром и вечером сжигались в жертву агнцы, и другие животные, приносимые по закону и добровольно: жертвы заклания, хлебные и возлияния. К алтарю убегал тот, кто искал убежища (Исх. 21:14; 3Цар. 1:50; 2:28,30). Жертвенник в храме Соломона был больше, именно 30 ф. (10 м) в длину и ширину и 15 ф. (5 м) в высот (2 Пар. 4:1). Говорят, что он был обложен толстыми медными листами и наполнен камнями; помост к нему был сделан с восточной стороны. Он часто называется медным жертвенником.
Жертвеник курения представлял собою маленький стол, сделанный из дерева ситтим и обложенный золотом, 11/2 фута в длину и ширину и 3 фута в высоту (Исх. 30; 37:25 и дал.). Четыре рога, которые возвышались на 4-х углах и золотой венец вдоль верхнего края украшали этот жертвенник. На углах были сделаны золотые кольца, в которые вдевали шесты, чтобы переносить его. Он ставился в святом, перед входом в святое святых между золотым светильником и столом для хлебов предложения. Священники возжигали на нем фимиам утром и вечером (Лук. 1:9,11).
Кроме этих двух жертвенников, в Библии упоминаются несколько других. Так, по повелению Моисея, Иисус Навин построил жертвенник из неотесанных камней на горе Гевал для принесения жертв благодарения и всесожжения после покорения Иерихона и Гая; кроме того, он поставил каменные памятники, на которых написал список с закона Господня (И. Нав. 8:30-32). Большой по виду жертвенник соорудили колено Рувимово, Гадово и полуколено Манассиино близ Иордана, не для жертвоприношений, но во свидетельство для них и потомства, что они принадлежат Господу и его народу (И. Нав. 22:10-34). Гедеон построил жертвенник, который назвал Иегова Шалом (Господь мир — Суд. 6:24). Далее говорится о жертвенниках, построенных Иегове Самуилом (1 Цар. 7:17), Саулом (1 Цар. 14:35), Давидом (2 Цар. 24:18-25), о жертвеннике на Кармиле, который Илия построил из 12-ти камней (3Цар. 18:30-32).
Жертвенники (алтари) «постыдным идолам» (Иер. 11:13) ставились часто в рощах, в садах, на высотах под деревьями и т.д. (3Цар. 12:32; 14:23; 4 Цар. 16:4; 17:10; 23:12; Суд. 6:25; 2 Пар. 28:2; Иер. 7:31).
Один жертвенник в Афинах имел такую надпись: «неведомому Богу» (Деян. 17:23). Из слов ап. Павла и по свидетельству греческих писателей известно, что жители в Афинах ставили жертвенники неведомым богам. Это они делали особенно тогда, когда грозили бедствия, чтобы не навлечь на себя немилости неведомых богов.

0:00 /