Относительно

В своих дневниках «Мысли о жизни» академик Лихачев пишет:

«Во главе Соловецкого общества краеведения в середине 20-х годов стоял эстонец Эйхманс. Человек относительно интеллигентный».

Нельзя не почувствовать тонкую иронию Дмитрия Сергеевича. Некоторые качества могут быть только цельными. Невозможно быть относительно интеллигентным или относительно, скажем, приличным. Взяли ли бы вы на работу бухгалтера, про которого бы говорили, что он «относительно честный»?

Когда я знакомлюсь с людьми, то нередко в процессе знакомства интересуюсь, есть ли у человека какие-либо принципы, которые он не нарушает ни при каких условиях. Чаще всего этот вопрос застает человека врасплох и погружает его в состояние глубокой задумчивости. Уже только это говорит, что таких принципов нет, а если и есть, то лежат где-то в области несознательного. Большинство наших принципов, которыми мы руководствуемся в жизни, относительны. Они зависят от обстоятельств, от тех условий, в которых мы оказываемся. Чаще всего это нормально. Но должны же быть какие-то устои, которые ни от чего не зависят.

Знаю одного человека, который никогда не повышает голоса на жену и не допускает в её адрес резких негативных слов. Это его принцип. Когда я спросил его об этом, он ответил так:

"У каждого человека есть порог, ниже которого он не опускается. Например, кто-то, ссорясь с женой, может накричать на неё, но до оскорблять не будет. Это его порог. Кто-то будет оскорблять, но не ударит. Это его порог. А мой порог другой. Для меня также неприемлемо повысить голос, как для другого ударить."

Это и называется принцип. Принципиальные люди встречаются редко, но именно они очень нужны и в семье, и в церкви, и в обществе. На них можно расчитывать. От них знаешь, что ожидать.

К сожалению, большинство живет по принципу «у меня есть принципы, но если они вам не нравятся, то у меня есть другие».

Слово «относительно» можно понять иначе. Если соотносить себя с идеалом, то это слово становится мерилом нашего состояния. Сравнивая себя со Христом, мы видим самих себя объективно. Но в этом случае нельзя сказать «я относительно честен». Можно сказать иначе: «я относительно нечестен», потому что в сравнении со Христом, я действительно нечестен. Кто-то скажет: я относительно порядочен. Это можно расшифровать так: на фоне некоторых людей и в определенных обстоятельствам я могу поступить порядочно. Фраза же «я относительно непорядочен» говорит о другом: если сравнивать меня со Христом, то во мне еще много непорядочности.

Так вот как раз такие люди, которые сравнивают себя с Идеалом и приобретают те незыблемые принципы, которые делают их цельными и не относительными личностями.


Самарин Денис

0:00 /